ЭТО БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО... ЖИЗНЬ - КАК ОНА ЕСТЬ

Почти 60-летняя жизнь этого предприятия была разной, богатой на события и
перемены, особенно в последние 15 лет. Иногда казалось, что вот-вот и всё
остановится, а слесари, механики, инженеры разбредутся по своим домам,
квартирам (кстати, квартирный вопрос мы еще вспомним), но "Феникс снова
восставал из пепла" — и работа продолжалась. Сегодня Приднестровское СП
"ЗАО "Днестр-Авто", что находится на обширных территориях, прилегающих
к Бендерской крепости, можно смело назвать достаточно успешным, стабильно
развивающимся предприятием.
А начиналось всё в октябре 1947 года. Сначала здесь расположился военный
ремонтно-восстановительный батальон, передислоцированный из Венгрии. Вскоре
на его базе были построены стационарные автомастерские Одесского военного
округа (САРМ №133), ремонтировали авто того времени — ГАЗ-АА, ЗИС-5,
"Студебеккер". Затем в 1960 году военные мастерские передали в
сельское хозяйство Молдавии, но те освоить их не смогли, и спустя недолгое
время с помощью министерства обороны СССР в Бендерах началось производство
войсковых автобусов АП-4 (позже на заводе его прозвали "Шараповец")
и одновременно ремонт автотракторной техники и автомобилей Горьковского
автозавода и львовских автобусов ЛАЗ-695М.
В 1974 году на сэкономленные средства всё тот же Бендерский, но уже
переименованный в 778-й авторемонтный завод начинает реконструкцию
производства. Но собственных сбережений не хватает, на заводе тогда работало
всего 170 человек, и снова на помощь приходят военные. Вырастают новые цехи
специально для капитального ремонта автомобилей "КамАЗ". Как только
освоили линию по их ремонту, появляется новое задание — регламентный ремонт
боевой техники. С этим управились тоже успешно.
Умножалось количество рабочих мест, а самое главное — решался квартирный
вопрос, завод строил жильё быстрыми темпами, в год заселялись в новые
квартиры от 35 до 45 семей работников. Старожилы завода вспоминают: когда
наметили строить первую 9-этажку на 74 квартиры, наш мобильный директор С.В.
Козакевич своими широкими шагами промерял и сам решительно забил первый
колышек.
Период динамичного развития завода пришёлся на 1977-1987 годы, тогда
разнообразным трудом было занято уже около 1300 бендерчан.
В 1991-м завод снова переименовывается и переподчиняется. Это и было, как
мне кажется, предвестником надвигающейся беды. Развал большой страны сильно
отразился на хозяйстве некогда мощной авторемонтной воинской части. Наступила
новая эпоха Приднестровья. Создаётся государственное предприятие
"Бендерский авторемонтный завод". Но выжить оказалось тяжело,
резкое падение спроса на услуги по ремонту, отсутствие снабжения из-за
всевозможных блокад, финансовые долги тормозили возобновление работы.
Пришлось передать жилой дом и переделанную под газ заводскую котельную в
муниципальную собственность, а вырученные средства пустить в оборот. Вскоре
возобновился ремонт двигателей "КамАЗ", а затем и ремонт всех видов
автомобильной техники и автобусов.
Главной опорой возобновления производственного процесса стали, конечно
же, старые кадры завода — слесари, механики, инженеры. Их опыт как никогда
пригодился. Руководство завода активно начало искать новые и новые заказы,
брались за всё, чтобы обеспечить работой хоть и небольшой, в 160 человек, но
дружный и надёжный коллектив. Привлекли к совместной работе новых партнёров,
выпускают нестандартное оборудование (бензоколонки, захваты, ленточные
пилорамы и т.д.), занимаются изготовлением ортопедического оборудования.
Предприятие нашло свою нишу в рыночной экономике, став авторитетным и
надёжным партнёром как в Приднестровской Молдавской Республике, так и за её
пределами. НА СНИМКАХ: (слева направо) ветераны Б.С. Драгиев, Л.И. Пакалюк,А.М. Чобота, председатель профкома В.Г. Соколов, В.И. Чипой. В. ШАПОВАЛОВ, фото автора. /29.05.2007/ Но это было в более, чем 6 лет назад. На сегодняшний день (27.08.2013), долги по зарплате в 25 млн.руб. ПМР не погашены. Инженеры, станочники, слесари, разбрелись, разъехались в поисках заработка. Предприятие стоит. Мрачно и пусто в его цехах и ангарах. Поговаривают, что на предприятии иногда слышен шорох крыс растаскивающих в свои норы последнее.

фото motors-nsk.ru
|