КИНО—КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ (фото)
Тема этого материала — киноискусство. Само словосочетание звучит благородно и культурно, нежели хладнокровное голливудское, основанное на денежной идеологии, — индустрия кино. Их продукция заполонила кинотеатры бывшего СССР, пёстрой лентой мелькает на экранах наших телевизоров. Она часто не отвечает культурным и православным традициям наших народов. Новое российское кино, предлагаемое нам либеральными сценаристами и режиссерами, что уподобляется Голливуду, разрушая русскую и славянскую духовность, не выдерживает критики.
Об этом и кое о чём другом я решил поговорить с петербургским гостем, заслуженным артистом России Валентином Павловичем Букиным.

(01.07.1942 - 02.08.2015)
Визитная карточка гостя:
Букин Валентин Павлович. Родился 1 июля 1942 года в Улан-Удэ.
Заслуженный артист России (2003). С детства любил рисовать и считался главным художником в классе. Мечтал поступать в Иркутское художественное училище, но однажды сыграл Короля в школьном спектакле "Снежная королева" и "заболел" театром.
Поступил в Иркутское театральное училище, а потом стал актёром драматического театра в Улан-Удэ. В 1971-м — актёр Смоленского драмтеатра. Позже работал в театре "Скоморох", в минских театрах, в ленинградском театре комедии имени Н. Акимова.
Периодически выступает на сцене БДТ им Товстоногова. Снялся в 120 фильмах.
В настоящее время живет в Санкт-Петербургском доме ветеранов сцены.
— Уважаемый Валентин Павлович, мои вопросы в той или иной степени будут касаться России, так как мы, приднестровцы, духовно принадлежим и целенаправленно ориентируемся на близкую нам по духу и крови славянскую страну. Современное российское кино, например, фильм А. Учителя "Край", — та ли это "песня о главном"? Какую бы спели вы песню "во славу" современного российского кино?
— На мой взгляд, "Край" А. Учителя — фильм слабый и примитивный, и мне не хотелось бы обсуждать этот КРАЙне русофобский фильм. Недавно по Первому каналу прошёл сериал о Е.А.Фурцевой. Будучи министром культуры, она очень поощряла художественную самодеятельность и народные театры. Как-то в одном докладе она сказала: "Я мечтаю о том времени, когда певцы из художественной самодеятельности запоют на сцене Большого театра!". Ныне мечта Фурцевой о художественной самодеятельности сбылась во всех сферах нашей жизни. В том числе и в кинопроизводстве. Жаль, что нынче хор таких "учителей" поёт "во славу" российского кино всё громче и громче.
— Некоторые приднестровские зрители, не только ветераны ВОВ, но и просто пожилые люди, обсуждая "на кухне" фильм Н. Михалкова "Предстояние", выказывают лёгкий скепсис. Притом, что приднестровцы, пережившие вооружённую агрессию и прочие невзгоды, всё равно остаются более легковерными и патриотичными, чем российский обыватель. В чём или в ком причина? Расшифруйте.
— Последние фильмы Михалкова стали этакой лакмусовой бумажкой для проверки щелочного раствора, в котором бурлит (дай ей Бог здоровья!) определённая часть нашей публики. После получения Никитой Михалковым премии "Оскара" за фильм "Утомлённые солнцем" нет такого либерала, который бы не "лягнул" Никиту! Вот и последний случай, когда обладатель "Оскара" за фильм "Москва слезам не верит" режиссёр В. Меньшов, будучи председателем нашего комитета по выдвижению российских фильмов на "Оскара", ревниво не подписал результаты ТАЙНОГО голосования этого комитета, выдвинувшего фильм Михалкова "Цитадель" на "Оскара". То, что решение комитета было легитимным, не остановило либерала Меньшова, и он "упёрся рогом" против решения своих коллег-киноакадемиков.
Таковы нравы среди киношников, которые не могут терпеть фильмы Михалкова только за то, что ЭТО фильмы — Михалкова! А российский обыватель держит нос по ветру, ещё не посмотрев фильм, но прочитав о нём нелестные отзывы в либеральной прессе, которая не терпит Михалкова за то, что он государственник. За то, что он отстаивает лучшие традиции советского кино, которое для многих иванов, не помнящих родства, как красная тряпка для быка!
Приднестровцы более патриотичны, чем российский обыватель, потому что они ещё помнят недавнюю беду, которая сплотила их в 1992 году. Помните, как во время Великой Отечественной войны наших граждан сплотила беда, когда они поняли, что немецкий фашизм — не гуманный интернационал пролетариата Европы, а сила, которая хочет уничтожить славян как нацию. И когда просвещённая Европа сложила лапки перед Гитлером, только граждане Советского Союза победили фашизм, вскормленный, кстати, той же просвещённой Европой. Нынче многое позабылось для российского обывателя. Ну, например, как наши западные союзники грозились открыть второй фронт и сделали это только через два года после обещанного срока — всё выжидали, кто же победит в той битве? И ныне обыватель "высказывает лёгкий скепсис" по поводу фильма Михалкова "Цитадель", поскольку фильм мешает им жить, как они привыкли, стирая стереотипы в "умах, ни в чём не твёрдых"
— Уважаемый Валентин Павлович, по-Вашему, в Русскую ли даль в культурном понимании смотрит наш современный интеллигент от кино, волею судьбы являющийся наследником культуры Достоевского, Пушкина, Чехова? (На мой взгляд, и не только, в современных русских фильмах сегодня больше хамства и мата, чем истинной культуры и интеллигентности, да и центральные, обсуждаемые в обществе персонажи того или иного современного фильма, какие-то взбалмошные бездуховные полудурки…) Что для Вас, как актёра и режиссера, Русская даль? Посоветуйте читателям нашей газеты, какой из известных вам современных фильмов посмотреть, наиболее полно отражающий русскую духовность и русскую культурность?
— На свой вопрос о содержании "современных русских фильмов Вы сами и ответили, подтвердив высказывание почти забытого ныне классика марксизма о русской интеллигенции, что она не мозг нации, а г….о! Русская даль (как выразились Вы) — это фундамент, на котором стоит здание отечественной культуры. И любой строитель подтвердит вам, что от крепости фундамента зависит стойкость любого здания. И даже если у нашей культуры ныне треснули стены и поехала крыша, здание отечественной культуры устоит, поскольку у него были крутые прорабы: Пушкин, Достоевский, Чехов. Насчёт советов, какой фильм смотреть читателям вашей газеты, я вспомнил историю о том, как молодой офицер, поэт Николай Гумилёв, отдавая револьвер своей молодой жене, сказал: "Аня, если я начну давать советы народам, как им жить, — пристрели меня!". Смотреть фильм или живопись, читать детектив или стихи — дело интимное. Как сказано в Библии: "Иди и смотри".
— Кто из известных Вам современных кинорежиссеров, проживающих на просторах СНГ, сможет (или смог бы) вернуть русскому кино былую эпохальность?
— Кино, как и любое искусство, — это отражение нашей жизни. Затребует нынче наша жизнь эпохальности и, как говорится, спрос родит предложение.
— Есть ли среди современных, выпестованных нынешней российской властью, актёры, что могли бы заменить таких характерных, как Михаил Ульянов, Иван Лапиков и других любимых народом киноличностей? Если есть, то назовите их имена.
— Актёров, как Ульянов или Лапиков, "выпестовывает" не власть, а Время. Наш народ талантами не оскудел, таких актёров много. Но нынешнее Время не требует фильмов "Председатель", где засиял талант Ульянова и Лапикова. Сейчас народ потчуют "Мишками-Япончиками" и "Соньками-золотыми ручечками". Оно и понятно: кто платит, тот и заказывает музыку.
— Какова, на Ваш взгляд, на современном этапе роль кино (как идеологического продукта) в воспитании человека как личности? Другими словами: важнейшим ли из искусств для нас является кино?
— Думаю, что кино осталось для нас важнейшим из искусств, поскольку оно всегда было проповедью в художественной форме. А уж что оно будет проповедовать, тут, как говорится, каков поп, таков и приход.
— Уважаемый Валентин Павлович, Вы не первый раз и подолгу бываете в Приднестровье, в Бендерах. Прокомментируйте, пожалуйста, репертуар наших кинотеатров.
— Комментировать репертуар приднестровских кинотеатров, как и российских, так же легко, как комментировать репертуар кинотеатров Лос-Анджелеса. Он одинаков там и тут, за исключением того, что какую-нибудь "Нашу Рашу" в Лос-Анджелесе не покажут. Посмотрите на памятник Ленину напротив Бендерского кинотеатра им. Горького. Ильич стыдливо отвернул лицо от американского репертуара, который идёт в кинотеатре, названном именем его друга. Не случайно Горький написал книжку об американской жизни "Город жёлтого дьявола".
— В кроваво-мутном (на мой взгляд) свете современных тенденций нашего американизированного кинопроката предприняли бы Вы какие-либо действия для изменения ситуации, стань вы вдруг Президентом нашей республики?
— В кровавом мутном свете американизированного кинопроката я не хотел бы стать Президентом вашей республики.
— Cпасибо, Валентин Павлович.
Не много найдётся столь здравомыслящих людей в культурной прослойке нашего общества, не посягнувших бы в своих суждениях на роль лидера нации. Заслуженный артист России Валентин Павлович Букин, видимо, хорошо понимает, каково быть во главе непризнанной республики, осаждаемой со всех сторон как экономически, так и идеологически.
Вопросы
формулировал
и фотографировал
Владимир ШАПОВАЛОВ.
Источник: http://pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=23661 |