"КУЗНЕЦ — ВСЕМ РЕМЕСЛАМ ОТЕЦ" (фото)
 В не столь далёкие времена когда я шагал в редакцию пешком по набережной Днестра, попутно оглядывал окрестности, иногда приостанавливался у прибрежного кафе и c любопытством всматривался в кованные узоры металлических лестничных ограждений. Признаюсь, что мой глаз всегда приманивают восхитительные, монументальные работы из металла. Крепость и упругость его, силой огня и человеческих рук умелого кузнеца превращёная в пластичные узоры всегда очаровывает. Смотришь на металл, как он начинает свой полёт от статичной, простой грани, оживает, взлетая и струясь затейливыми узорами. Оплетает разум созерцателя созидательными мыслями, заставляет восхищаться и творчески ликовать. Порой кажется, что к металлическим линиям притронулась магическая рука великого, русского, живописца Васнецова.
В один из прекрасных, осенних дней, рано утром я не прошёл мимо по прямой, а медленно стал подниматься по лестнице слегка касаясь рукой восхитительных узоров. В зале кафе меня приветливо встретили. Вопрос о мастере, что сотворил такое чудо, заставил женщин улыбнутся. Кто он, откуда, продолжил я, может, это какой-то одесский мастеровой или белоцерковский коваль? Не-ет, ответили пересмеиваясь хохотушки в передничках. Он наш тираспольчанин Виктор Лауэр.
В КУЗНИЦЕ
В один из дней я направился по указанному адресу на ул. 9 Января в ЗАО "Тирасстром". С Владимиром Ивановичем Николюком, директором, мы разговорились об их работе, специфике и уникальности предприятия. И как человек, и как инженер он очень опытный, с хорошими инженерно-деловыми связями ещё с советских времён. Так что послушать его было интересно. Это тема отдельного материала.
О кузнечном цехе, построенном для уникального без преувеличения кузнеца Виктора Рудольфовича Лауэра, развивающего своё ремесло в направлении художественной ковки по металлу, директор много не говорил. Накинул на плечи пиджак и пригласил пройти на территорию, которую ЗАО недавно приобрело и занимается её благоустройством.
Мы вошли в кузнечный цех, мужчины как раз пили чай — это был их второй завтрак. Владимир Иванович меня представил и ушёл по производственным делам. У стола с коричневатыми от чайной заварки чашками стояли три кузнеца. Один из них, самый крупный по габаритам, шагнул к шкафу, взял с полочки заварку, чашку, тут же появился чайник с кипятком, заварили и мне. В общем, встреча была теплой. Мы познакомились, перекинулись фразами о жизни, работе, погоде. Оказалось, что Василий Михайлович Болгаров и Степан Григорьевич Свистунов — технические помощники Виктора Рудольфовича Лауэра.
Cразу подмечу для читателей, что в кузнечном декоре я не дока, но в обстановке некоего металло-графического хаоса внутри кузнечного цеха эффектно выделялись и очень понравились изделия, что висели на стенах. Узоры, веточки с лепестками, цветы, фрагменты заборов. На широком рабочем столе мелом были выведены изгибы, узоры, некоторые прикрывали уже выкованные изделия, точь-в-точь повторяя рисунок.
ИЗ ИСТОРИИ
Художественная ковка металла на протяжении нескольких столетий считалась основным ремеслом сельских и городских жителей. В давние времена, конечно же, не было станков и оборудования для художественной ковки. Однако, как показали археологические раскопки, сохранившиеся до сих пор кованые изделия были хорошего качества.
Для художественной ковки, как холодной, так и горячей, традиционно использовались такие материалы, как сталь, медь, железо и латунь. Художественная ковка позволяет получать высокохудожественные изделия, которые на заре появления этого вида декоративно-прикладного искусства служили не только для украшения интерьера, но и использовались в практических целях.
ВИКТОР ЛАУЭР
Виктор Рудольфович на правах мастера дела, с серьёзным выражением лица, сверкая своими голубыми глазами, начал рассказывать и показывать, что они могут изготавливать в бoльшoм мнoгooбрaзии кoвaныe рeшeтки, зaбoры, oгрaды, кoзырьки, лecтницы, a тaкжe кoвaную мeбeль, кaминныe рeшeтки и рaзличныe нaпoльныe и нacтeнныe aкceccуaры, кoтoрыe oбычнo иcпoльзуютcя в дизaйнe интeрьeрa. Он ловко снимал висящие на стенах изделия, показывал мне, застывая на месте. Акцентировал моё внимание на том или ином пикантном изгибе, или соединении. Затем, также быстро возвращал изделие на место.
На вопрос о творческой стороне ковки по металлу, чем руководствуется, разрабатывая узоры, он ответил, что занимается самообразованием. Читает специальные журналы, бывал в России, Украине, присматривался, встречался с людьми ездил в Германию. Виктор с детства он хорошо рисует, а это также помогает вникнуть в суть декоративно-прикладного искусства. Говоря о практической части изготовления изделия, Виктор Рудольфович подчеркнул, что важное значение имеет не только качество применяемого металла, но и топливо. Ковать металл лучше не на коксе (слишком выжигает), а на второсортном буром угле, который дает хорошее пламя и создает подходящую среду, или на древесном угле.
"Кованый металл при всей плотности и тяжести — живой, пластичный материал.
И если его любить, он отдаст сполна. Стальной кованый декор можно выполнить очень изящно, чтобы веточки гнулись, почти трепетали, — вообще подытоживает Виктор Рудольфович. — Возможности кованой стали в декоративном искусстве безграничны". Этими словами умелец восхитил меня, значит творчески растёт.
Оригинальные работы тираспольского мастера можно увидеть не только в этом кафе, но и во всех городах Приднестровья, в Кишинёве, Одессе и даже Москве. Купол православного храма в Рыбнице венчает шестиметровый кованый крест, сделанный руками В.Р. Лауэра.
Сам он потомственный кузнец, так как его отец Рудольф Севастьянович Лауэр много лет работал по этой профессии в колхозе села Ближний Хутор. Приехала их семья в 1967 году в Приднестровье из Кемеровской области. Свою трудовую деятельность Виктор начинал в 1972 году учеником штамповщика на заводе "Автополив". Но его неуёмный характер, творческий подход ко всякой работе, за какую бы он ни брался, вывели его на созидательную стезю мастера декора по металлу.
Ещё одной характерной чертой его характера является чисто мужское занятие таким отважным видом спорта, как регби. В социальных сетях Интернета есть его одно яркое откровение: "Регби — это моя жизнь".
Владимир ШАПОВАЛОВ.

    
Фото из архива мастера.
http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=23653
Источник: http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=23653 |