Творчество Александра Буркова

Родился Александр Николаевич Бурков 13 сентября 1962 года. “Моя родина, - пишет он в своей автобиографии, - Бендеры. Там я провёл детство, в городе на берегу Днестра… Первые впечатления, видимо, остались основой для моих дальнейших восприятий и ощущений как художника…”
Окончив восемь классов, Бурков поступил в мореходное училище в городе Одесса. В училище, на работе, куда его направили после окончания учебного заведения, в армии, его не покидает мысль учиться на художника. Это желание овладело всеми помыслами будущего живописца и, когда после демобилизации перед ним встал вопрос о дальнейшей жизни, он долго не раздумывал. Собрав большую папку своих рисунков, едет в Одессу.
Сдав экстерном экзамен за первый курс, он был принят сразу на второй курс Одесского государственного художественного училища им. М. Б. Грекова (на художественно-оформительское отделение). Ему повезло – он попадает в мастерскую М. М. Форощука, воспитавшего целую плеяду талантливых художников. Форощук не просто учил живописи, рисунку – он как бы знал некую мудрую тайну этих искусств, тайну овладения которыми делает одарённого человека художником. Педагог не только учил мастерству, но будил в будущих художниках понимание самой сущности искусства. Он воспитывал в своих питомцах те человеческие, подлинно профессиональные качества, отсутствие которых невосполнимо никаким умением, никакой мастеровитостью. Учился Бурков также у прекрасных педагогов: А. М. Аликберова и А. В. Дудкина. Занимался он ровно, без срывов, много рисовал. На юбилейной выставке “125 лет ОГХУ им. М. Б. Грекова” в одесском Доме художника он дебютировал несколькими прекрасными этюдами.
Последний курс. Дипломная работа “Интерьер офиса авиакомпании “Аэрофлот” под руководством М. М. Форщука была сдана на “отлично”.
После окончания училища некоторое время работал на Тираспольском предприятии “Тирас-дизайн”. С 2006 года – главный художник Государственного театра драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой.
Александра Буркова смело можно назвать певцом Днестра. Со своей ещё детской встречи – а это было ещё двадцать лет назад – и по сей день, художник прочно связан с родными местами. Это относится и к главному объекту изображения, что привлекает живописца – любимой реке, к её красоте, величавости, к городам и сёлам на её берегах.
Характерная особенность творческого метода Буркова – работа над серией картин. В этом обнаруживается его постоянное стремление как можно шире и глубже “осмыслить” материал. Когда он начинает работу над какой-либо темой, он углубляется в неё настолько, что начинает казаться – она-то и есть самая главная для него. Такой темой, созвучной его художественному лицу, стала тема “Днестр”.

Кот и лимон с бутылкой х м 65х65 2002 год

Котята и виноград х м 65х65 2004

Кошка и пиво с раком х м 65х65 2003
Художник обладает способностью сделать близким для нас своё чувство прекрасного, и об этом прямо свидетельствуют его молдавские пейзажи. Он восхищается пробуждением весны (“Днестр. Каменка”), весенним разливом седого Днестра (“Карагаш”), последними лучами тёплого летнего вечера (“Вечер на Днестре”). Близки ему пейзажи эпические, с широким горизонтом, бескрайними просторами (“Рыбаки на Днестре”, “Днестровский лиман”).
А. Бурков стремится к созданию пейзажа-картины. Даже в полотнах, не претендующих на серьёзное обобщение, камерных по своему звучанию, он добивается законченности и цельности образа. Излюбленный приём живописца – показать на первом плане деревья – а за ними водную ширь Днестра, дали и на самом горизонте полоску леса (“Днестр у Тирасполя”).
Другое полотно “На Днестре. Девочка и козёл” отличается не только скромными размерами, но и теплотой, воздушностью, и живописной мягкостью. Осенний тёплый денёк. Маленькая фигурка девочки на высоком валуне оживляет пейзаж. Голубовато-розовое небо, тёплые оранжево-красные краски деревьев, кустарников, травы, неподвижная синевато-голубая гладь воды – всё создаёт настроение покоя. Его тонкие лирические ландшафты “Зима”, “Полдень”, “Днестр. Григориополь”, наполнены светом, солнцем, радостью жизни. Автор смотрит на мир глазами человека, беспредельно влюблённого в жизнь. Это конечно не значит, что днестровские мотивы – единственные в его творчестве. Нет, но они основные.
Бурков – мастер передачи воздушной перспективы. Таким он предстаёт перед зрителем в полотне “Фетештский ручей”. На первом плане изображены огромные камни-валуны. Но не эти глыбы привлекают главное внимание, а необъятное пейзажное пространство, пронизанное воздухом и залитое светом. Перспективно изображение берега речушки, извивающаяся полоска тропинки справа уводят глаз зрителя в глубину настолько, что создаётся иллюзия его “входа” в картину. Этот эффект ещё более возрастает, так как на заднем плане открываются новые, бесконечные дали – поросший леском холм, отдельные деревья, клубящиеся, как мираж, белесо-розовые облака.
Много и плодотворно работает художник в жанре натюрморта. С годами творчество живописца в этой области, естественно, претерпевает некоторые изменения. Его живопись стала более предметной, исчезла скованность. Это становится особо заметным, если сравнить два холста: “Натюрморт” и “Букет цветов”. В первом, написанном ещё в первые годы после окончания училища, присутствует сухость, описательность. Во втором, более позднем по времени, - живая сочная ткань, наполненная жизненной красотой, живопись плотная, корпусная, формы объёмные.
Его натюрморты последнего времени – это своеобразные лирические поэмы – картины о вещах, подобных новеллам. От них веет чистой добротой и бесконечной исключительностью. Для Буркова поэзия во всём, в любой мелочи быта: в домашней плетёной корзинке, бутылях, тарелке (“Котята и виноград”), в бутылке, лимоне (“Кот и лимон с бутылкой”), бокал пива, красный рак (“Пиво с раком”), в благоухающих цветах (“Розы”, “Букет”, “Маки”, “Полевые цветы”). Почему? Да потому, что в этих деталях отражение труда человека. Лучшие его произведения этого жанра дают нам представление о человеке не меньше, чем картина, портрет. Во всяком случае, натюрморты дополняют изображённые в картинах жизненные сцены, делая их богаче, многозначнее, согревая неповторимым теплом домашнего очага.
Разговор о творчестве Александра Буркова будет неполным, если мы исключим из него ещё одну грань его творчества – портретную живопись. Бурков – психолог. Он также силён в портрете, как в пейзаже и натюрморте.
В арсенале художника есть целый ряд портретов. Большинству полотен присуще вдумчивое отношение автора к модели, стремление проникнуть во внутренний мир портретируемых, отметить в них характерное и ярко индивидуальное (“Портрет девушки”). Не только точная передача внутреннего облика человека в полотне “Лариса”. Простота и естественность позы, убедительная передача портретного сходства, характера, сдержанность и гармоничность колорита сделала это произведение заметным среди его портретных работ. Среди наиболее удачных полотен следует назвать “Ольга”, “Женский портрет”. Эти женские образы подкупают теплотой, какой-то по-особому мягкой задумчивостью. Чувство восхищения красотой женщины – её облика, движений – ощутимо в этих его работах.
В 2003 году в Республиканской картинной галерее с успехом прошла персональная выставка члена Союза художников Приднестровья А. Буркова. Выставка продемонстрировала своеобразие дарования художника, тонкую живописность его работ, дала представление о его неутомимом трудолюбии. А главное, что уносили в душе посетители выставки, – это заряд бодрости, оптимизма, которыми наполнено искусство Буркова.

Бендерская крепость х м 50х90 2008 год
За годы творческой работы художником созданы десятки живописных произведений. Они экспонируются на выставках в Бендерах, Тирасполе, Одессе, а также на персональных выставках. Многие работы приобретены и хранятся в частных коллекциях Украины, Молдовы, России, Германии, Италии, Израиля и США.
Александр Николаевич Бурков в расцвете творческих сил. Он на пути к осуществлению многих замыслов и устремлений.
Автор: Иван Антонюк, художник, искусствовед
|