Очерком об Анне Агаповой сайт начинает публикацию материалов о художниках Приднестровья, их автор Иван Михайлович Антонюк, художник, искусствовед.
Анна Викторовна Агапова. Светлый талант.

Впервые я увидел работы Анны Агаповой на республиканской выставке 2000 года, хотя слышал не раз эту фамилию, знал, что живет она в Тирасполе, говорили, что она оригинальная и быстро растущая художница, а на стенах висели небольшие композиции, вроде бы ни чем не примечательные. Все цвета приглушенные, в основном – охристо-желтые, зеленоватые, розовые, темно-коричневые.
Я хотел, было направиться к работам других художников, но заметил ее композицию «Весна». Она напоминала музыку, в которой звучали мягкие гармоничные тона. У нее были десятки удивительных оттенков, а их игра не отпускала от этой необычайной работы, а потом появилось своеобразное ощущение весны. В центре работы внутри птицы выделялось белое яичко – символ весны, весеннего возрождения жизни. Эта оригинальная композиция была выполнена в коже – материале, нечасто используемом художниками. Я провел на этой выставке более часа. И зрители вокруг меня не менялись – их просто становилось все больше, и двигались они медленнее и тише. В конце концов, стало ясно, что нас всех удерживало в этом зале, что заставляло нас снова и снова возвращаться к этим произведениям. Эта сдержанная «живопись» была полна внутреннего богатства, тонкого и эмоционального. Анна Агапова внесла в свои композиции эти цвета, желая показать всем, какие чарующие, какие бесконечные и благороднейшие вариации таятся в этой гамме, каждом отдельном цвете. Поэтому, все ее, кажущиеся на первый взгляд, блеклыми и неприметными работы – это удивительные мозаики, в которые стоит вглядываться внимательно и долго.
Мне захотелось встретиться с самой художницей. Я несколько раз звонил, но никто не отвечал, совсем уж было потеряв надежду, все-таки позвонил еще раз и неожиданно услышал знакомый голос моего коллеги Виктора Ивановича Радованова. Оказалось, что Анна Агапова его дочь. Он любезно пригласил приехать в его мастерскую. Уже через час мы сидели, вспоминая годы нашей совместной учебы в Ленинградском художественном институте имени И. Е. Репина и рассматривая последние эскизы, наброски, композиции А.Агаповой…
Под счастливой звездой рождался талант будущей художницы. Можно сказать, что любовь к искусству она впитала с молоком матери.
- Сколько помню себя – вспоминает Анна Агапова – я росла среди искусства и творчества. Сколько любопытства и счастья вызывали часы, проведенные с родителями за изготовлением елочных игрушек из самых простых материалов, шкатулок из ракушек, привезенных с моря, изготовлением праздничной новогодней короны «Снежинки» или за раскрашиванием пасхальных яиц.
Маленькая Анечка сама любила заниматься всевозможными поделками и привлекала своих подруг к процессу творчества. И тогда дом превращался в настоящую мастерскую, где с увлечением работала вся детвора ее двора.
Наверное, по-другому и быть не могло. Ведь и мать Лариса Ивановна и отец Виктор Иванович, член союза художников, заслуженный работник культуры Приднестровья – художники и искусствоведы.
В доме Радовановых часто собирались их давние друзья и коллеги по работе чета Руденко Эмилия Ивановна и Михаил Иванович, живописец Михаил Васильевич Сливинский. Это не было простым желанием повидаться, они порой испытывали потребность поделиться впечатлениями, обсудить произведения, выслушать дружественный совет или критические замечания других. И, как правило, все разговоры неизменно плавно переходили к одной постоянной теме – жизнь Тираспольской детской художественной школы, где все они преподавали со времени ее основания, к ее проблемам и трудностям, огорчениям и радостям. Позже Анна скажет:
-«Находиться с ними в такие минуты было очень интересно и полезно. Это было для нас, дочерей, своеобразной школой профессиональной ориентации и нравственного становления».
Таким образом, детство и отрочество будущей художницы проходило в мире искусства. Богатая домашняя библиотека, произведения отца и составляли ту творческую среду, в которой воспитывалась Аня. Родители всячески поощряли увлечение детей рисованием. Позже была учеба в детской художественной школе имени А.Ф.Фойницкого. Из обычной школы она шла в «художку» как в родной дом. Примостившись где-нибудь в уголке учительской или класса, она делала уроки. И в этот «Родной дом» она вернулась позже в качестве художника-преподавателя. В школе Аня училась у замечательного педагога Аллы Алексеевны Бабейко.
В 1980 году она поступила в Кишиневское художественно-педагогическое училище им. И. Е. Репина, которое ранее окончил и её отец.
С детства Аня была терпеливой и трудолюбивой. Все годы учебы в училище она помнила слова отца услышанные ею еще в детстве: «Великие – это самородки.
А остальные – большие труженики. Будь, прежде всего, труженицей». Эту истину дочь запомнила на всю жизнь.
Училась Аня хорошо. Годы штудирования, изучение натуры – это нелегкий труд, но и радость. Молодость – всегда надежда. Она с сокурсниками писала этюды, посещала музеи, художественные выставки, проводила вечера в спорах об искусстве.
Эти воспоминания для нее святы, как и всё связанное с юностью.
В училище, в студенческие годы, Анна проявила дар работы над портретом и пейзажам. Но одновременно у неё росла тяга к декоративно- прикладному искусству. Произведения народного искусства будили творческую фантазию будущей художницы, учили любви к материалу, приемам работы народных мастеров.
Решающим моментом ее творческой биографии оказалась встреча в 1983 году с художницей художественного фонда МССР, мастером по обработке кожи Верой Петровской. Простая кожа в ее трактовке обретала новую жизнь, превращаясь в произведения искусства – блокноты, папки, кошельки, из кожи, выполненные в молдавском народном стиле.
Кожа поразила и очаровала Аню – и тогда же было принято решение посвятить жизнь искусству этого волшебного материала.
Важным обстоятельством для расширения кругозора молодой художницы стала поездка во время летней практики на раскопки древних скифских курганов на окраине села Погребы. Эти невесть откуда взявшиеся здесь среди полей холмы – овеянные легендами скифские курганы. Тысячу лет стоят они безмолвными памятниками исчезнувших племен. Возглавлял эту экспедицию известный археолог Анатолий Василевич Яровой. Группа работала над раскопками одного из ближайших к селу захоронений. С большой осторожностью извлекали на свет они то, что осталось от древней могилы. Аня делала зарисовки найденных предметов.
В 1984 году, после окончания училища она возвращается в родной Тирасполь. Перед молодой художницей открылась возможность эксперимента с кожей. Она с интересом изучает этот материал. Уже тогда Анна пришла к заключению, сформулированному ею позже: каждый материал должен петь своим, свойственным только ему, голосом. Работать с таким материалом как кожа пытаются многие художники, но редко кому дано проникнуть в душу этого материала. Для Агаповой кожа родная стихия. Она в понимании художницы обладает прекрасными качествами: своеобразной интимностью, мягкостью, фактура кожи гармонирует с обтекаемыми, переходящими друг в друга формами.
Композицию, - говорит художница, - я начинаю с карандашных эскизов. Они для меня стали столь же непременными, как ежедневные гаммы для музыканта.
Богатый растительный мир Молдавии и Приднестровья нашел отражение во многих композициях Анны Викторовны. Одну из своих работ она назвала «Как прекрасен этот мир». Большие осенние деревья на первом плане погружают зрителя в чарующий мир светлой тишины дальнего леса, домика на холме и кустарников, где порхают дивные птицы. Мир души в единении с природой – такова мысль автора, истоки которой можно видеть в ее детстве.
Художница с изящностью создает свои декоративные панно. Мы вступаем в живописный мир А. Агаповой и обнаруживаем себя то в атмосфере пейзажа, то в атмосфере натюрморта, где привычно существуют милые сердцу живые вещи. Тонкое ощущение колорита, теплые, словно мерцающие, краски сообщают произведениям художницы поэтическое, овеянное романтизмом виденье натуры. Она создает образы, которые пленяют и очаровывают человека, делают его более возвышенным, чистым и благородным.
В другом ключе решен триптих «Вечер». Синева, черные цвета придают композиции декоративность, тот минор, без которого нет музыки. Ведь мажор и минор - сестры. Анне Агаповой это хорошо известно. О близости художницы к музыке говорят сами названия работ: «Осенняя рапсодия», «Очарование», «Нежность».
Анна Викторовна очень любит цветы. Она создала целую серию цветочных натюрмортов, которые восхищают изобретательностью композиции, нарядными цветовыми сочетаниями, оригинальными формами. И именно они, цветы, стали «героями» многих работ: «Вьюнок», «Лилии», «Цветы любви», «Букет». Она стремиться создать «живой» образ цветка или букета. Художница то собирает их в большие букеты, то рассыпает живым ковром по картинной плоскости.
Работы А. Агаповой год от года становятся совершеннее, все явственнее в них проступает творческая индивидуальность. А композиции «Теплый вечер», «Листопад» уже обладают многими качествами, которые получат дальнейшее развитие: романтическое, взволнованное восприятие природы, искреннее восхищение ею, дар обнаруживать в самом обычном ландшафте нечто захватывающее, неповторимое.
Богатый животный мир нашего края также нашел отражение во многих ее работах. Постоянно наблюдая повадки различных животных, рыб, птиц, художница с большим мастерством воплотила их образы во многих работах («Цапля», «Весна», «Котик») умело используя структуру и цвет кожи, она достигла большой художественной выразительности. Много выдумки проявила художница при создании панно «Спор». Изображён здесь насыщенный юмором, тонкой иронией, весёлой насмешкой сюжет из жизни рыбок. Панно явно рассчитано на то, чтобы позабавить зрителя, вызвать у него улыбку. Удивительны эти взъерошенные рыбки, особенно их большущие головы с забавно изображенными «лицами» и глазами. Они занимают центр композиции. Тонкие листья обрисовывают их головы, заполняют всю плоскость произведения, они легки, изящны и динамичны.
В июле 1999 года в украинском городе Винница состоялась групповая выставка Тираспольских художников. Внимание посетителей привлекли три работы Анны Агаповой – «Полнолуние», «Очарование» и «Зеркало души». Они исполнены романтической динамики, мечтательной просветленности чувств, музыкальной гармоничности. В них присутствует искренняя взволнованность художницы, умеющей увидеть удивительное и даже фантастическое. В композиции «Зеркало души» в середине расположено зеркало в фигурной раме. Левую сторону панно украшает изображение павлина с длинным распущенным хвостом, огибающим раму. Внизу - флакон духов и стилизованные бело-голубые цветы с крупными стрелками листьев. Несмотря на то, что панно выполнено всего в три-четыре краски, создается впечатление богатой цветовой гаммы. Коричнево-зеленый, охристый колорит предает композиции строгое благородство.
В вышеназванных работах А. Агаповой мы видим поиск, а не подражание. Эти произведения говорят о том, что автор, впитав художественное достояния прошлого, дает простор новаторским поискам. Она прекрасно владеет всей художественно-технической палитрой материала, понимает его пластику, возможности и успешно подчиняет их своему художественному замыслу.
Сама Анна Викторовна так говорит о своем творчестве: « Мое кредо – воспитывать у зрителя чувство прекрасного, стремиться воспринимать красоту окружающего мира и находить в этом наслаждение».
В 1987 году А. Агапова поступает на художественно-графический факультет Кишиневского Государственного университета имени И. Крянгэ. Одновременно Анна много работает творчески.
Когда началась работа над дипломом, она выбрала такую тему, в которой главным действующим лицом стала сама художница. Работа называлась «Автопортрет в зеркале».
Портрет в понимании дипломантки – это зеркало внутреннего мира человека. И потому она старалась передать психологическое состояние своей героини, одевающей перед зеркалом сережки, ее характер мысли и настроение. Прекрасно написаны в работе старинное зеркало в резной раме, зонтик, флаконы духов, бусы на его полочке, развивающиеся от открытого окна занавески. Слева от портретируемой удачно написан букет – символ весны, молодости.
Работа хорошо скомпонована, удачно выбрана поза, живопись плотная, корпусная. Автор добилась большого сходства, тонкой передачи настроения портретируемой. Образ получился очень поэтичным.
После окончания института она много работает творчески. Участвует в выставках. Ее композиции всегда украшают раздел декоративно-прикладного искусства, придавая ему яркий колорит.
Со временем в полую силу развернулось дарование молодой художницы, сложилась та ее система декоративного оформления композиций, которую мы знаем, как «агаповский почерк». От работы к работе она неутомимо ищет новые образы и композиционные решения.
На юбилейной выставке «Художник и его семья», посвященной 60-летию
В.И. Радованова, А. Агапова экспонировала триптих «Вьюнок», композиции «На бис», «Колос» и «Лесная нимфа». В последней работе ощутимо стремление к поиску своего творческого лица, своего почерка, к постижению законченной композиции, проработке деталей и главное - желание наполнить свою работу духовным содержанием, глубокой эмоциональностью, взволнованностью. Рассматривая панно, поражаешься, как мастерски владеет она материалом, как понимает его особенности и возможности. Умение постичь природу кожи, найти в ней декоративную звучность и жизненную правду - драгоценное качество искусства А. Агаповой. И в то же время она никогда не подчиняется диктату материала. Напротив, её бьющая ключом фантазия извлекает из кожи именно этот эффект, который ей нужен для достижения неповторимой образности. Лиризм, тонкая живописная музыкальность и простота композиционного решения делают эту небольшую работу созвучной стихам.
На этой выставке, - рассказывает художница - ко мне подходили незнакомые посетители и говорили: « Спасибо, мы в восторге от ваших работ».

Я думаю что всё- таки судьба художника состоялась. Это очень важно, что твой труд нужен людям.
Мастерством, выразительностью отличаются и её произведения мелкой пластики – бижутерия, изделия из кожи, шкатулки, вазы – свидетельствующие о богатой фантазии и прекрасном художественном вкусе автора. С одной из выставок две шкатулки и ваза из кожи были приобретены Бендерской картинной галереей.
Наряду с плодотворной творческой деятельностью А. Агапова ведет постоянную педагогическую работу в детской художественной школе имени А.Ф.Фойницкого. Она преподает рисунок, живопись и композицию. Художница передает ученикам не только свое мастерство и опыт, но и собственную увлеченность, любовь к искусству, прекрасно понимая, что без ее энтузиазма нельзя рассчитывать на успех. Анна Викторовна организует занятия так, чтобы в рисунках ребята проявляли как можно больше выдумки, изобретательности.
К каждому из них у нее дифференцированный подход: ведь одни схватывают все на лету, другим это дается ценой немалых усилий. Для каждого из учеников она старается найти теплое слово, ободрить тех, у кого не все хорошо получается. Анна Викторовна уверено продолжает традиции педагогической династии Радовановых. Ей есть, у кого учиться мастерству педагога: более 45 лет отец и мать являются ведущими педагогами художественной школы. С уверенностью можно сказать, что они и являются ее первыми наставниками. Для Анны Агаповой приход в художественную школу – это возвращение в тот детский мир, в тот педагогический коллектив, в котором она в своё время сформировалась, как художник и личность. Сегодня А. В. Агапова в числе ведущих преподавателей школы. У неё учатся мастерству будущие художники.
Художник истинный, обладающий большой работоспособностью и значительным профессиональным мастерством Анна Викторовна Агапова находится в рассвете своего таланта. Ее работы всегда легко узнаются на выставках в республике и за ее пределами, украшают музейные экспозиции, интерьеры общественные здания, квартиры любителей прекрасного, во многих странах мира. К ней пришли известность и заслуженное уважение зрителей и коллег-художников.


Автор: Иван Антонюк, художник, искусствовед.
|